- Системы хранения
- Лайфхаки
- Флай Леди
- Организация порядка
- По зонам
- Системы организации порядка
- КонМари
- Книги по организации пространства
- Планирование
- Минимализм
- Книги по тайм-менеджменту
- Организатор пространства
- Блоги по организации порядка
- Интервью
У родителей первоклассников было множество хлопот в последний месяц. Конечно, самые организованные приступили к подготовке едва успели отгреметь выпускные в детском саду в мае. Все ли готово к новому учебному году? Давайте проверим.
Помимо того, что нужно подготовить ребенка к школе интеллектуально и психологически, дома родителям необходимо обустроить ребенку учебное место. Нужно адаптировать интерьер детской к новым потребностям ребенка – убрать лишнее, выбрать стол и стул, подготовить место для учебников, школьных принадлежностей и одежды. Работы предстоит немало. Приступим?
Стол
Самого главное – это, конечно, стол. Для первоклассника чрезвычайно важен комфорт в процессе учебы, поэтому стремимся к отдельному столу, с большой рабочей поверхностью и выдвижными ящиками. Стол необходимо расположить в комнате таким образом, чтобы свет падал слева (для левшей, соответственно, справа).
Стул
Высота стула должна соответствовать росту ребенка. Очень удобны «растущие» модели, а также с регулируемыми сиденьем и спинкой.
Освещение
Необходимо обеспечить дополнительное освещение в виде настольной лампы. Освещение должно быть достаточно, но не чрезмерно ярким: можно использовать обычные лампы накаливания мощностью 60 — 75 Вт (не больше, иначе свет начнет отражаться от белой бумаги — листов книг, тетрадей) или компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) подходящей мощности и цветовой температуры. Помимо настольной лампы, во время занятий желательно оставлять включенным верхний свет (один плафон люстры) или настенное бра, чтобы создать рассеянное общее освещение — контраст между освещенной рабочей зоной и темной комнатой вреден для глаз.
Размещение школьных принадлежностей
Помимо стола и стула, важно продумать систему хранения школьных принадлежностей. Я рекомендую разместить рядом с рабочим столом полку, стеллаж, или этажерку. Если таковые уже имеются – закрепить на них место для учебных принадлежностей. Например, поставить лоток или вертикальную папку для журналов (вроде той, в которых хранят офисные документы). Подпишите это место – так ребенку будет проще привыкнуть к новому расположению вещей. Если детей двое и больше, каждому ребенку отведите отдельные места –так вы избежите путаницы, ненужных конфликтов, и сможете разделить сферы ответственности за поддержание порядка.
Небольшой запас канцелярии храните на столе, на расстоянии вытянутой руки. Остальное – в выдвижном ящике стола. Используйте разделители или пластиковые контейнеры, чтобы избежать возникновение бардака.
Сосредоточиться на главном
Договоритесь со своим школьником, что вечером на столе должен наводиться порядок. Да, в течение дня на столе могут готовиться уроки, можно рисовать, лепить, играть в настольные игры. Однако, вечером необходимо убрать со стола все лишнее. Таким образом, придя со школы, можно будет сразу приступить к выполнению домашнего задания, и ничего не будет отвлекать вашего школьника.
Запасы канцелярии
В этом вопросе каждая мамочка опирается на собственное удобство. Кто-то предпочитает покупать все по мере необходимости, кому-то спокойнее иметь все под рукой, на все случаи жизни. Так же и относительно хранения – кто-то спокойно оставляет пачку тетрадей и коробку новых карандашей в детской, кто-то предпочитает убрать в дальний ящик. Я, например, храню запасы подальше от детских глаз: так мне проще контролировать расход и планировать закупку новых принадлежностей.
Планирование
Начало школьной жизни – отличное время для формирования навыков самоорганизации и планирования. Чтобы ребенок учился выделять приоритеты, самостоятельно распределять время между разными задачами, имел наглядную и чёткую структуру дня – используйте доску планирования. Расположите ее на самом видном месте. Она может быть магнитная или пробковая. Занесите туда обязанности ребенка, размещайте расписание уроков, напоминалки, используйте ее для коммуникации.
Школьная одежда
Отведите в шкафу с одеждой место для школьной формы. Каждую блузку/рубашку/юбку стоит разместить на отдельной вешалке. Школьные носки и колготки тоже стоит отделить от домашних и уличных. Так не возникнет проблемы, что в середине недели закончились белые однотонные колготки.
Надеть нельзя стирать
Я знаю, что некоторые опытные мамы советуют готовить одежду и обувь в школу с вечера. Однако, я думаю, удобнее научить ребенка сразу определять насколько одежда чистая, нет ли на ней пятен, и в зависимости от этого убирать ее в стирку или оставлять на следующий день.
Предусмотрите место для формы, которую уже надевали, но которую еще не надо стирать. Это может быть напольная вешалка, крючок на стене, или специальная вешалка на обратную сторону двери.
Конечно, первое время необходимо будет подстраховать своего школьника. Выделите буквально 5 минут вечером, чтобы глянуть, все ли пуговицы у формы на месте, нет ли пятен на пиджаке и т. д. Обувь также следует почистить и смазать кремом (с этим вполне может справиться и ваш супруг).
Однако в дальнейшем все эти заботы должны полностью постепенно передаваться ребёнку. Сначала научите его ухаживать за обувью (с этим справится уже и 9-летний ребёнок), потом научите его пришивать пуговицы (этот навык ему в жизни всё равно пригодится).
Место для портфеля
Если у ребёнка правильно организовано рабочее место в детской, у школьных учебников и письменных принадлежностей есть своё место и ребёнок сам знает, где что лежит, то собрать и приготовить портфель на завтра ему не составит никакого труда. Приучите ребёнка к тому, что сразу после того, как все уроки сделаны, он должен собрать в соответствии с расписанием в дневнике портфель на завтра. Первое время ему потребуется ваша помощь, однако ни в коем случае не перехватывайте инициативу на себя! Проявите терпение, не торопите ребёнка, пусть он сам разберётся с этим процессом. Ведь в дальнейшем Вам же будет легче, а сейчас ограничьтесь лишь подсказками и направляющими замечаниями.
Определите место портфеля в доме – крючок на столе, тумбочка в детской или стул.
У нас, например, в коридоре стоит деревянный сундук, и после того как уроки сделаны, и портфель собран на следующий день, - портфель должен находиться там.
Поддержание порядка
На выходных наводите порядок в портфеле, а в конце четверти – на рабочем месте в целом. Выбрасывайте сломанные карандаши, пустые папки, раскрошившиеся резинки, и вместе с ребенком составляйте список покупок.
Самое главное
Итак, вы выделили в доме места для размещения учебников, тетрадей, школьной одежды и портфеля. Но, самое главное, убедитесь, что система хранения удобна и понятна вашему школьнику. Проработайте с ним алгоритм его действий. Пройдитесь пошагово:
- вот он приходит со школы – куда ставит портфель,
- вот обязательно снимает и кладет рубашку и носки на стирку,
- переодевается в домашнюю одежду и т.д.
Покажите, где хранятся запасные тетради и ручки, порепетируйте собирание портфеля.
Удачи в новом учебном году!